2007-02-23 13:28 оже важный, концептуальный: это своего рода итальянский ответ нашему "Острову" (2006) – в обеих картинах герой хочет спасти душу и для этого решает удалиться от мира, обратившись к Богу. Только итальянский "остров" – стерильнее и оборудован компьютерами.
Формально это интеллектуальный трактат о проблеме выбора – но на материале, неожиданном для Италии, где влияние Ватикана все еще сильно. Молодой герой фильма Андреа не может найти смысл жизни: ее ценности ему кажутся фальшивыми. В поисках ответа он решил заняться духовным самосовершенствованием в венецианской католической школе. Святой отец развернул перед ним программу его новой жизни, которая вся – лишь прелюдия того счастливого момента, когда раб Божий предстанет перед своим Создателем.
Берлинале-2007: Кадр из фильма "В память обо мне"
Фильм живописует эту новую жизнь с мрачной, почти трагической иронией. Оруэлловская расчеловеченная обстановка, лишенная признаков уюта и той самой индивидуальности, которую хочет обрести герой. Стремясь говорить с Богом, люди разучились говорить друг с другом, и почти весь фильм проходит в тягостном молчании. Блуждая в дебрях церковной схоластики, они честно пытаются отыскать в ней смысл. Но его нет, и это понимают их пастыри, пресекая любое вольнодумство: здесь торжествует двойная мораль, и даже декларируемая любовь к Богу окажется всего лишь запретной любовью послушника к святому отцу. Быт почти тюремный: встают по сигналу, едят по сигналу, шаг вправо или влево – кто-нибудь непременно донесет. Чистоту и безрассудность веры бдительно охраняют все те же прозрачные уши Большого брата: все здесь подглядывают, приглядывают, подслушивают. Это тоже мир, обуянный паранойей: умные, образованные люди день за днем вгоняются в состояние, близкое к безумию. И нам как бы ненароком напомнят, что именем "святой веры" начинались все войны человеческой истории. В сущности, это фильм о том, как нерассуждающая вера шаг за шагом умерщвляет человеческую душу. Сводит все знания мира к пусть и гениальной, но единственной, не допускающей сомнений книге. Делает людей безразличными друг к другу и к самой жизни. Обрекает их на самоистязание.
Бунт героя начинается с того, что он уличает святого отца в первой лжи, сразу став в этом божьем мире диссидентом. Над ним учинят подобие партийной проработки, потому что святые отцы не терпят сомнений и требуют только безоглядной веры. "Мы муравьи, мы – фантомы" – придет к выводу один из послушников и уйдет из мертвечины обратно к людям. Хотя это будет для него трагедией: лопнувшая вера лишит его последней иллюзии, и нужно найти мужество остаться наедине со своей единственной жизнью. А вскоре и сам Андреа поймет, что пытается учинить преступление по отношению к собственному разуму, – и, стряхнув с себя морок, вздохнет облегченно, выйдет из тьмы к солнцу. Камера поднимется ввысь, и последним кадром фильма станет остров – один из многочисленных островов старинной Венеции, самого живого и самого мертвого города мира.