2011-06-13 23:02 Среди истинно московских названий «Измайлово» занимает одно из самых почетных мест. В Измайлове расположены уникальные памятники зодчества, связанные со славными страницами русской истории, со временем, предшествующим I петровским преобразованиям.
Это слово многое говорит не только сердцам историков, искусствоведов, архитекторов... Столь же дорого оно, скажем, ученым-биологам и специалистам по экологии и охране природы. Ведь здесь впервые в России, еще триста лет назад, начали культивироваться многие редкие, но необходимые для нас растения, проводились опыты по их селекции. С Измайловым связаны ранние, еще робкие попытки сбережения окружающей среды, воспроизводства растительного и животного мира...
Моряки считают Измайлово колыбелью отечественного флота, а историки театра связывают с ним одни из первых в стране сценических представлений...
Значение этого слова продолжает расширяться и в наши дни. Для тысяч москвичей Измайлово—название огромного жилого района рядом с самым обширным в Европе городским лесопарком, в котором и поныне живы традиции измайловской старины.
Отчетливо история Измайлова прослеживается со второй половины XVI века. В 1550 году молодой царь Иван IV решил поселить в Московском уезде "избранную тысячу"— 1070 дворян, составлявших опору царской власти. "Лучшие люди" в любой момент могли быть вызваны в Москву — для ответственных поручений. В "избранную тысячу" вошел и младший брат царицы Анастасии Романовны, окольничий и дворовый сын боярский
Никита Романович Захарьин-Юрьев. Иван IV щедро одарил "волостьми и селы" шурина и его мать Ульяну Федоровну.
По данным писцовой книги 1573—1574 годов, в Васильцевом стане за Никитой Романовичем значилось вотчинное село Измайлово с деревнями Софроново,Мелепки, Брюхово и прилегают к ним пашнями и сенными покосами.
В Измайлове он отдыхал от ратных дел, наблюдал за хозяйством, охотился.
Никита Романович Захарьин-Юрьев умер в 1586 году оставив семерых сыновей. По имени деда, Романа Юрьевича Захарьина, они стали носить фамилию Романовы.
Родство Романовых по женской линии с царской семьей, популярность в народе внушали серьезные опасения Борису Годунову. В 1599 году Романовых обвинили в замысле отравить царя. Старший брат Федор Никитич был насильно пострижен в монахи под именем Филарета. Остальных братьев лишили имущества и отправили в заточение. Погибли в ссылке Василий, Александр, Михаил. Младший брат — болезненный Иван Никитич, по прозвищу "Каша". После двух лет ссылки он вернулся в Москву и прожил в отдалении от царского двора до самой смерти Бориса Годунова..
При Лжедмитрии I Ивану Никитичу Романову была возвращена родовая вотчи на в селе Измайлове. Постепенно в "великое московское разорение" село у двух оживленных дорог опустело, обезлюдели и соседние деревушки, заросли пашни.
С избранием на русский престол Михаила Романова Иван Никитич стал одним из самых близких к царю лиц и немедленно взялся за восстановление разрушенного хозяйства.
В 1640 году Иван Никитич умер, оставив сыну, Никите Ивановичу, не только подмосковное Измайлово, но множество других владений и большие денежные средства. Современники считали Никиту Ивановича "первым богачом после царя".
Алексей Михайлович вступил на престол, когда экономика страны все еще была подорвана Смутой. Россия медленно выходила из состояния опустошения. Особенно тяжело восстанавливалось сельское хозяйство в обезлюдевших центральных уездах.
Работы по устройству необычной для патриархальной Руси хозяйственной вотчины начались в 1663 году и в Измайлове. Здесь предполагалось превратить сельское хозяйство в товарную отрасль и наладить мануфактурные производства. С полей, огородов, садов и скотных дворов Измайлова должно было поставляться продовольствие к царскому столу.
Важную роль в устройстве измайловской вотчины играл один из самых близких к царю людей, боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Работавший "без устали, не мешкая", Матвеев представлял новый для средневековой Руси тип государственного деятеля. Он наблюдал за церковным строительством на Острове и в Ивановском приселке, опекал садовников — иноземцев, следил за присылкой растений из Украины. Его активный, напряженный труд был далек от идеалов православной старины.
Сотни десятин земли расчистили под пашню. На первый посев взяли отборное зерно из закромов патриарха, но в последующие годы посевного зерна было достаточно, им снабжали и близких ко двору помещиков. Вместо обычной в XVII веке трехпольной системы запашки в дворцовых селах внедряли пятиполье. Сеяли не только привычные для Подмосковья рожь, овес, яровую пшеницу, ячмень, гречу, лен, мак, но и редко встречавшиеся яровую пшеницу, полбу, просо, коноплю. На границах полей строились скотные дворы, риги, гумна, амбары.
Нужны были рабочие руки, и царь повелел поселить в Измайлове около тысячи крестьянских семей из дворцовых волостей Костромского, Владимирского, Алаторского уездов. Переселенцы обосновались на пустоши Хоругово. Она стала называться Новым селом Измайловым или Новой слободой. Сейчас это застроенный многоэтажными домами район Никитинской улицы и части Сиреневого бульвара. До наших дней здесь хорошо сохранилась пятиглавая каменная церковь Рождества Христова. Ее композиция и детали наружного убранства типичны для московского зодчества последней трети XVII века.
Отовсюду призывались в образцовое хозяйство лучшие знатоки своего дела